Белые ночи Федора Достоевского

Сценическая фантазия Юрия Александрова на музыку и либретто оперы московского композитора
Музыка : Юрий Буцко

Спектакль Народного артиста России Юрия Александрова

 

«Надеюсь, в городе, где белые ночи каким-то странным образом
воздействуют на психику его обитателей, где в этот период
все как бы раздваивается и приобретает ирреальные очертания,
смысл и настроение произведения обретет особую 
пронзительность…»

Юрий Буцко


Одно из самых светлых и поэтичных произведений писателя, повесть «Белые ночи» была впервые опубликована в журнале «Отечественные записки» (1848 год) с посвящением поэту А. Плещееву — другу молодости Достоевского. Возможно, Плещеев и стал прототипом Мечтателя. Тип романтического петербургского мечтателя присутствует во многих произведениях Достоевского, который писал, имея в виду свое поколение: «Все мы более или менее мечтатели…» В отличие от персонажей европейской романтической литературы, герои Достоевского глубоко страдают от своей «обреченности на мечтательство», от своей оторванности от реальности.

Тонкий психологизм и поэтическая атмосфера «Белых ночей»  вдохновляли многих художников. Произведение было экранизировано Лукино Висконти, Иваном Пырьевым, Мератом Джалиашвили, Джеймсом Грэем и многими другими российскими, французскими, индийскими и американскими режиссерами. Опера Юрия Буцко вдохновила Юрия Александрова на постановку, героем которой является Достоевский в разные периоды жизни: юный мечтатель и многое переживший исследователь человеческих душ.

Камерная опера «Белые ночи» была создана в 1968 году — в период, когда актуальными становятся камерные оперы, посвященные душевной драме «маленького человека». В этом смысле «сентиментальная опера» композитора Юрия Буцко представительствует отечественную оперу на этапе развития рубежа 60-х-70-х годов XX века. Текст либретто «Белых ночей» композитор создал сам, максимально приблизив его к литературному первоисточнику. В призрачном свете петербургских белых ночей встречаются два одиноких молодых человека — чистые и искренние, абсолютно родственные души. Настенька - реальное воплощение мечтаний героя. Его любовь спасает ее от отчаяния: возлюбленный бросил ее. Казалось бы, они предназначены друг другу. Но вот появляется тот, другой, и Настенька уходит с ним. А Мечтателю остается только хранить благодарное воспоминание о мгновении счастья, которое она подарила ему.  В поэтичной партитуре тонкие нюансы душевных переживаний героев искусно «вписаны» в типичное для петербургских белых ночей фантастическое ощущение реальности.

***

Опера «Белые ночи» —  ее создатель —  зигзаги судьбы

Досье. Выдающийся современный композитор Юрий Маркович  Буцко – автор оперы по ранней повести Ф. Достоевского «Белые ночи» — родился в 1938 году в городе Лубны Полтавской области. Окончил курс композиции и аспирантуру в Московской консерватории, где уже полвека является преподавателем. Профессор, глава кафедры инструментовки и чтения партитур. Его творчество когда-то высоко оценил Д. Шостакович, которого очень заинтересовала опера молодого композитора (студента второго курса консерватории) «Записки сумасшедшего» по повести Н. Гоголя.

Кроме многочисленных академических сочинений, среди которых - симфонии, оперы, кантаты, оратории, духовная музыка, инструментальные концерты, камерные сочинения, произведения для органа, -  Юрий Буцко является автором музыки к двадцати кино- и телефильмам. Это его музыка так экспрессивно звучала в легендарных спектаклях Театра на Таганке («Гамлет», «Пугачев», «Мать») и Театра Сатиры («Ревизор»), где главные роли исполняли звезды отечественного театрального искусства — Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Александр Ширвиндт и др.

***

Ничто не предвещало драматической судьбы «Белым ночам». Произведение молодого композитора заинтересовало многих в музыкальном мире. Дирижер Геннадий Рождественский подготовил запись оперного спектакля «Белые ночи»  на телевидении — с красивыми декорациями старого Петербурга, с замечательными исполнителями — Анатолием Мищевским и Галиной Писаренко. Однако телеопера в последний момент была снята из соображений идеологической цензуры. Достоевский с его «упадническими» настроениями не соответствовал жизнерадостному советскому телеэкрану.

И тогда, будучи приглашенной в Дрезденскую оперу, певица Галина Писаренко показала партитуру оперы Буцко известному режиссеру Гарри Купферу. Он тут же принялся ставить спектакль. Разумеется,  Купфер не мог предполагать, что автора ждут неприятности за несанкционированную заграничную постановку. Однако, несмотря на скандал в партийных органах («Кто позволил?!»), композитора выпустили из СССР на премьеру в ГДР. Спектакль имел успех. И сегодня композитор вспоминает: «Я, ребенок военных лет, ехал во враждебную Германию. А встретился с такой дружеской теплотой! Спектакль был поставлен роскошно. Пресса широко освещала это событие. Я был счастлив. Мне казалось, я жил, как Вагнер: весь Дрезден у моих ног… Однако разница менталитета с нашей публикой была очевидной. Меня постоянно спрашивали на пресс-конференциях: почему же Настенька не осталась с  Мечтателем? Попробуйте-ка объяснить практичным  немцам психологию героев Достоевского…»

А на родине только в 1973 году вышла пластинка с записью оперы, которую все-таки осуществил Г. Рождественский (ему первоначально и было посвящено это произведение).

Спустя многие десятилетия, режиссер Юрий Александров впервые осуществляет российскую постановку «Белых ночей» на сцене Государственного Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Впрочем, определение «на сцене» не совсем точно. Премьера, намеченная ко дню рождения Санкт-Петербурга, пройдет в необычной обстановке — во внутреннем дворике особняка барона фон Дервиза. А затем оперное действие выйдет в другие интерьеры «белоночного» Петербурга. Куда? Пока что интрига сохраняется.

Из телефонного разговора с Юрием Буцко: «Я благодарен театру за идею этой постановки. Горько, конечно, что пришлось ждать полвека...  Надеюсь, в городе, где белые ночи каким-то странным образом воздействуют на психику его обитателей, где в это время года все как бы раздваивается и приобретает ирреальные очертания, смысл и настроение произведения обретет особую пронзительность…»

Режиссер Юрий Александров о своем спектакле:

— Я никогда не иллюстрирую оперные произведения. Всегда это истории, которые сочиняет театр на тему. Интересна сама фигура Федора Михайловича – его постоянное раздвоение личности, о котором он сам много писал. Есть даже в нашем спектакле его разговор с самим собой — как Ивана Карамазова с чертом.

В этом действе мы ввели в художественную ткань плоть автора. И он должен разобраться - насколько он на сегодняшний день, в сегодняшнем его состоянии понимает свою историю, насколько она ему близка. Где-то она ему не нравится, где-то он сопереживает, где-то включается активно в действие. Это очень сложная, запутанная, придуманная мной история.

Музыка Буцко - пронзительная, эта музыка - поразительная. Поэтому она меня очень сильно задела. Я люблю эту интонацию, близкую к надрыву. Потому что исповедальность – важная черта русского художника. Это исповедальное произведение.

Мы решили так: не публика придет в театр, а театр - к публике. Мы играем на открытом воздухе – мы выходим в город. Пока это пробный показ 27 мая в нашем дворике. Нам нужно было где-то отрепетировать этот спектакль, почувствовать, что такое воздух, как колебания ветра отразятся на звукоизвлечении, как артисты будут располагаться в этой обстановке. А потом мы выходим в город – Инженерный замок, двор Юсуповского дворца…