Моцарт и Сальери

Опера в одном акте
Музыка : Николай Римский-Корсаков

Либретто : Николай Римский-Корсаков по драме Александра Пушкина

 В конце 26-го театрального сезона театр «Санктъ-Петербургъ Опера» открыл новый  проект, посвященный творчеству выдающихся русских композиторов.

          Основной причиной возникновения этого уникального проекта стал неисчерпаемый интерес к русской классике художественного руководителя театра Юрия Александрова, который на протяжении четверти века популяризирует интерес к русской музыке в России и за рубежом, а также плодотворно сотрудничает с современными российскими  композиторами. В рамках проекта петербургская публика увидит одноактную оперу «Моцарт и Сальери» и гала-концерт, куда войдут арии, дуэты и сцены из самых известных произведений композитора.

         Музыкальное творчество Римского-Корсакова очень многообразно. Его произведениям присущи красочно-изобразительный характер, особая чистота лирики. Лирики искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряженности, связанной с миром сказки, с поэзией русской природы. Композитором  написано 79 романсов на стихи Пушкина, Лермонтова,  Толстого, Мея, Фета, Байрона и Гейне. Его многочисленные оперы разнообразны по тематике и сюжетам: «Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Пан воевода», «Царская невеста», «Сервилия», «Майская ночь», «Снегурочка», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Антар», «Шехерезада».

,    О «Моцарте и Сальери» Римского-Корсакова принято говорить как о явлении, принадлежащем к категории редких художественных шедевров. Эта одноактная опера  была написана композитором на текст одноименной «маленькой трагедии» А. С. Пушкина. К сожалению, на сегодняшний день это произведение, несмотря на свою компактность, талантливую музыку и гениальный текст Пушкина, редко украшает афиши оперных театров. Долгое время постановочная практика «Моцарта и Сальери» ставила перед режиссерами, казалось бы, неразрешимые проблемы и большинство попыток воплотить ее на большой оперной сцене были провальными. Быть может, это происходило из-за того, что в камерной, по сути, опере, несмотря на наличие  полноценного оперного оркестра, действуют, а точнее даже размышляют, всего два героя. Поэтому зритель почти всегда испытывал разочарование, не увидев  привычных оперно-театральных эффектов. В связи с этим с  оперой стали поступать просто: «Моцарта и Сальери» либо играли вместе с еще каким-нибудь произведением, например оперой или балетом, или пытались расширить протяженность оперы путем вставок каких-либо чужеродных музыкальных кусков, например,  из Моцарта или из Сальери.

            В этом смысле заслуживают внимания слова самого Римского-Корсакова, который говорил, что хотел бы уберечь свое детище от больших залов, сохранить его камерный формат. В одном из своих писем он прямо сожалел, что вообще оркестровал оперу, обрекая ее на постановки на масштабных оперных сценах, в то время как место ей – в небольших залах.

»…  Постановщики СПб оперы мечтают возродить интерес публики к «Моцарту и Сальери» не вмешательством в партитуру Римского-Корсакова, а возвратом к жанру малой формы на уникальной камерной сцене дворца барона фон Дервиза.  Смерть Моцарта до сих пор окутана романтической тайной. Конечно, с тех пор, как появилась «маленькая трагедия» Пушкина никто уже никогда не поверит, что Сальери невиновен.  Но кто же из них прав? О чем рассуждал композитор, делая своими собеседниками Пушкина, Моцарта и Сальери? На этот вопрос зрителям сможет ответить лишь музыка… и Сальери

Впервые приятным контрастным дополнением, искупающим небольшую продолжительность оперы, станет гала-концерт из популярнейших произведений Римского-Корсакова.