Игроки-1942

Сценическая версия неоконченной оперы по письмам композитора к другу
Музыка : Дмитрий Шостакович

Сценическая версия неоконченной оперы по письмам композитора к другу
Музыка Дмитрий Шостакович

Документальный спектакль в одном акте о Дмитрии Шостаковиче
по его опере "Игроки", письмам разных лет
и другим документам его жизни и творчества.

Премьера состоялась 10 октября 1996 года

Спектакль удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»

В спектакле звучат:

«Песня о встречном», сл. Б. Корнилова (1932 г.)
Опера «Игроки» (неоконченная) на текст Н. В. Гоголя (1942 г.)
Фортепианная соната op. 61, фрагмент (1942 г.)
Фрагмент выступления Д. Д. Шостаковича на Пятом съезде Союза советских композиторов (1974 г.)
Отрывки писем Д. Д. Шостаковича разных лет

В основе спектакля «Игроки-1942» - неоконченная опера (по одноименной пьесе Н. Гоголя), над которой композитор работал в 1942 году, находясь в эвакуации. Война остановила работу над произведением, которое композитор посвятил своему другу – музыковеду Исааку Гликману. Письма Шостаковича к Гликману, впервые изданные в 1993 году, вдохновили Юрия Александрова на оригинальный замысел. Переосмысленные режиссером, гоголевские персонажи в спектакле существуют в нескольких планах: и как плод фантазии композитора, и как реальные действующие лица политической ситуации  тридцатых годов, драматично отозвавшихся в судьбе и творчестве Шостаковича. Параллельно с развитием «гоголевского» действия, звучит голос Шостаковича, его музыка и письма к другу и родным. Таким образом воссоздается ретроспектива мыслей и чувств композитора в период написания оперы. Совмещение многих драматургических планов и тесное переплетение трагических и комических эпизодов образуют смысловую стереоскопичность этой необычной постановки.

«Импульсом к созданию этой постановки стала партитура «Игроков», которая мучила меня своей незавершенностью. Я понял, как следует выстроить спектакль, когда мне в руки попал том писем Шостаковича к Гликману. Мне кажется, что композитор не стал дописывать партитуру не потому, что она приобретала исполинские размеры. Скорее, у него просто не выдержали нервы, не хватило сил жить в муке раздвоения: одновременно думать о блокадном городе и писать комическую оперу. Война врывается в партитуру оркестровыми залпами, медным лязгом гусениц. Музыка оперы уникальна».

Юрий Александров