Борис Годунов. Версия соучастника

Театральная провокация Юрия Александрова на музыку М. Мусоргского
Музыка : Модест Мусоргский

Либретто : Модест Мусоргский по трагедии А.С. Пушкина

Дирижеры – АЛЕКСАНДР ГОЙХМАН, РОБЕРТ ЛЮТЕР
Хормейстер – МАРИЯ ГЕРГЕЛЬ
Художник – ИВАН СОВЛАЧКОВ
Художник по костюмам – ИРИНА ЦВЕТКОВА
Художник по свету – ИРИНА ВТОРНИКОВА
Режиссеры – ТАТЬЯНА КАРПАЧЕВА, НАТАЛЬЯ ЧЕРНИКОВА, ДАРЬЯ МОДЗАЛЕВСКАЯ
Концертмейстер – заслуженная артистка России НИНА СОЛДАТЕНКОВА

Первая постановка оперы состоялась 24 января 1874 года

Премьера в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» - 30 мая 2007 года

Действующие лица и исполнители:

Борис Годунов – СЕРГЕЙ БЕЛОУСОВ
Федор, его сын – КСЕНИЯ ФЕЛЯУЭРПЕТР ВЕЧЕРКОВ
Ксения, дочь Бориса - ЕКАТЕРИНА АНТИПОВА, лауреат Международного и Всероссийского конкурсов ЮЛИЯ ПТИЦЫНА, лауреат Международного и Всероссийского конкурсов ЕЛЕНА ТИХОНОВА
Мамка – лауреат Международного конкурса ЗИНАИДА ДЮЖОВА, лауреат Международного конкурса ЛАРИСА ИВАНОВА
Боярин Шуйский – СЕРГЕЙ АЛЕЩЕНКОВСЕВОЛОД КАЛМЫКОВ
Думный дьяк Щелкалов – АЛЕКСЕЙ ПАШИЕВ, лауреат Всероссийского конкурса СЕРГЕЙ КАЛИНОВ, дипломант Международного конкурса АНДРЕЙ ВОРОНИН
Пимен – ВЛАДИМИР ФЕЛЯУЭРНИКОЛАЙ МИХАЛЬСКИЙ
Самозванец – заслуженный артист России ВИКТОР АЛЕШКОВСЕРГЕЙ МУНТЯНВСЕВОЛОД КАЛМЫКОВ
Марина Мнишек – лауреат Международных конкурсов ИЗАБЕЛЛА БАЗИНА, лауреат Международных конкурсов АННА ГОРЯЧЁВАЕЛЕНА ЕРЕМЕЕВА
Юродивый – ВЛАДИСЛАВ МАЗАНКИН, лауреат Международного конкурса ЕВГЕНИЙ НАГОВИЦЫН
Варлаам – лауреат Международного конкурса АНТОН МОРОЗОВВАЛЕНТИН АНИКИН
Мисаил – ДМИТРИЙ СТЕФАНОВНИКОЛАЙ ЗАИКА
1-я баба – НАТАЛЬЯ ПЛЕШКОВА, лауреат Международного и Всероссийского конкурсов ЕЛЕНА ТИХОНОВА, лауреат Международного конкурса ЕЛЕНА СЕВЕРИНА
Шинкарка (2-я баба) – ЕЛЕНА ЕРЕМЕЕВА, лауреат Международного конкурса ЛАРИСА ИВАНОВА, лауреат Международного конкурса ЗИНАИДА ДЮЖОВА
3-я баба  ОЛЬГА КОРМАКОВА
Никитич, пристав – НИКОЛАЙ МИХАЛЬСКИЙ, лауреат Международных конкурсов ВЛАДИМИР ЛАДЫГИН
Ближний боярин – ЕВГЕНИЙ БАЕВ, НИКОЛАЙ ЗАИКА, НИКИТА ЗАХАРОВ
Алёха – лауреат Международных конкурсов ВЛАДИМИР ЛАДЫГИН, лауреат Международного конкурса АНТОН МОРОЗОВ
Митюха – ЕВГЕНИЙ БАЕВНИКИТА ЗАХАРОВДЕНИС БЕГАНСКИЙ
Официантка - лауреат Международных конкурсов АННА ГОРЯЧЁВА, лауреат Международного и Всероссийского конкурсов ЮЛИЯ ПТИЦЫНА, лауреат Всероссийского конкурса ТАТЬЯНА МАЗУР
«Люди божии», народ – артисты театра

(14 персонажей, оркестр - 40 музыкантов, хор - 30 вокалистов)

Постановка Народного артиста России Юрия Александрова

Спектакль Юрия Александрова — вызов традиционным «гранд»- постановкам этой фундаментальной эпической оперы в академических театрах. Когда-то сам композитор оставил две версии партитуры. Еще две сделал его друг — Н. Римский-Корсаков. По-своему трактовал оркестровку оперы Д. Шостакович. Эта музыкальная драма, которая строится по законам шекспировских хроник, позволяет многообразные осмысления.

Используя первоначальную авторскую редакцию с включением «сцены у фонтана» и Монолога Бориса из 2-й редакции, Александров создал спектакль-метафору, в котором смешал эпохи, акцентируя повторяемость истории. Он последовательно проводит параллели между Смутным временем и сегодняшней Россией, поднимает вечные проблемы «одиночества во власти» и непримиримого конфликта народа и власть имущих. Не ждите увидеть в спектакле Александрова лубочную картинку из русской жизни XVI века, с процессиями красочно одетых бородатых бояр, обитателей монастырей в монашеских рясах и т. д. Как бы ни была одета пестрая толпа «электората», она по-прежнему бесправна и забита, подвержена низменным человеческим страстям. Многолюдные массовые сцены, столь важные в драматургии оперы, обретают особую динамику в условиях небольшого пространства камерного театра.

В оперных героях явно узнаваемы стилизованные персонажи недавней нашей истории — Ростропович с виолончелью в образе Думного дьяка, Ельцин «под шафе» в образе Бориса Годунова. Самозванец – один из честолюбивых современных «выдвиженцев» перманентной политической борьбы.

Пронзительная метафора спектакля — тесный и грязный поезд российской истории, мчащийся «без руля и без ветрил», в никуда, в темноту. На одном из полустанков этой истории остается и Борис со своими детьми…