История театра

В сентябре  2014 года театр «Санктъ-Петербургъ Опера» открыл  28-й театральный сезон.

В июне 2012 года театр «Санктъ-Петербургъ опера» отметил 25-летний юбилей.

Этот театр был создан режиссером Юрием Александровым в 1987 году, когда возникла потребность общества в новых творческих идеях. Вопреки всем трудностям периода «перестройки», театр, задуманный как творческая лаборатория, сразу занял видное место в музыкально-театральном Петербурге, завоевав репутацию «живого оперного театра», «театра поиска».

Со временем Камерный театр вырос в профессиональный Государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», хорошо известный по всей России, а также далеко за ее пределами.

В эпоху кризисов и потрясений, когда устоявшиеся формы художественной традиции – классические театры – внезапно обнаружили несостоятельность перед лицом новой действительности, сценические опыты этого режиссера оказались способными наиболее полно и точно отразить суть времени.

Юрий Александров – преемник петербургской (ленинградской) оперно-режиссерской школы, чьи основы заложил В. Мейерхольд, а развивал основатель оперно-режиссерского факультета Консерватории профессор Э. Каплан, из класса которого вышли учителя Александрова – М. Слуцкая и Э. Пасынков.

В том, что именно «Санктъ-Петербургъ Опера» стала одной из первых и главных форм «театров исканий», почвой, где велись поиски нового языка, нет ничего удивительного. Родившись в переломный для искусства момент, в конце 1980-х годов, молодой театр еще не успел обозначить свои художественные пределы. В отличие от «большого театра» с его сложившейся системой, «Санктъ-Петербургъ Опера» была свободна от всяческих правил, от груза традиций, не подчинялась существующим эстетическим законам, без натуг и усилий принимала любые опыты, сама была почвой и средой для проб и исканий. Режиссура Александрова давала возможность создания новой художественной системы, отличной от традиционной; динамической конструкции, способной наиболее адекватно воспроизвести ритм современной жизни с ее калейдоскопизмом, нервной стремительностью темпов, мгновенной сменой идей и впечатлений, противоречивостью сознания, с внезапными озарениями и ускользающей сутью, с парадоксальными контрастами, неожиданным сближением полярно противоположных начал.

У Камерной оперы много лет не было своего дома, но со сценическими площадками в годы странствий ей в большинстве случаев везло. Юсуповский дворец, Эрмитажный театр, особняк Белосельских-Белозерских – все сцены не перечислишь. Роскошные интерьеры привлекали публику, и никто из зрителей даже и не подозревал, как бедствовала талантливая труппа, каких трудов Александрову стоило постоянно перетаскивать театральный реквизит и декорации с места на место, улаживать трения с хранителями музейных помещений и просто кормить своих артистов. Недаром говорят, что надо быть истинным талантом для того, чтобы удержаться на плаву и развивать собственный театр. Ездить по регионам, зарабатывая деньги не столько для себя, сколько для молодой труппы, заводить полезные знакомства, «откапывать» способных певцов-актеров.

В 1998 году театр обрел собственную сценическую площадку, ею стал особняк барона фон Дервиза (Галерная, 33), история которого тесно связана с музыкально-театральной историей Петербурга.

27 мая, в день 300-летия Петербурга, впервые на собственной сцене, театр представил мировую премьеру оперы Гаэтано Доницетти «Петр Великий». После триумфального успеха в 1823 году в Театро Комунале, в течение трех лет состоялось  несколько постановок «Петра» на сценах итальянских оперных театров. Впоследствии партитура Гаэтано Доницетти была утеряна, и в течение двухсот лет опера никогда более не исполнялась.

Юрий Александров более трех лет вел поиски партитуры в Италии, которую, казалось бы, уже не вернуть оперной сцене. Кропотливая работа дала свои результаты. В результате, «Петр» был внесен в официальный реестр сочинений Г. Доницетти. Сегодня оперу «Петр Великий – Царь всея Руси» можно увидеть только в исполнении артистов театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

«Санктъ-Петербургъ Опера» на протяжении 25 лет отстаивает традиции русского репертуарного общедоступного театра. Изначально театр был сформирован как единый творческий организм с уникальной репертуарной программой. Ее диапазон охватывает музыкальные произведения, созданные в разных жанрах и в разных странах в течение многих веков: от средневековой пасторали «Игра о Робене и Марион» до произведений современных авторов (русских и зарубежных), например, «Белые ночи Федора Достоевского» современного московского композитора Юрия Буцко.

Многие спектакли, среди которых «Петр Великий – Царь всея Руси» Доницетти, «Русская тройка, семерка, туз…» (сценическая фантазия Юрия Александрова на темы опер русских композиторов по произведениям Гоголя), «Игроки – 1942», «Антиформалистический раек» Шостаковича, «Поругание Лукреции» Бриттена, «Белые ночи Федора Достоевского» Буцко, «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, «Туда и обратно» Хиндемита и др. идут только на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

С 2000 по 2012 в театре были поставлены такие разнообразные спектакли, как: оперетта Оффенбаха «Прекрасная Елена», оперы Пуччини «Джанни Скикки», «Тоска», «Чио-Чио-сан» и «Сестра Анжелика», опера Бриттена «Поругание Лукреции», опера Доницетти «Лючия ди Ламмермур», театральная провокация Юрия Александрова на музыку Мусоргского «Борис Годунов. Версия соучастника» и др.

Каждая постановка в «Санктъ-Петербургъ Опере» – яркое художественное событие в музыкально-театральной жизни города. Оно бурно обсуждается критиками в печати, не оставляя равнодушных, так как все оперные спектакли в интерпретации Александрова обретают актуальное звучание сегодня.

Спектакли «Санктъ-Петербургъ Оперы» ежегодно выдвигаются на театральные премии «Золотая маска», «Золотой софит» и др. Так, на национальную театральную премию «Золотая маска» были номинированы спектакли «Борис Годунов» Мусоргского (1996), «Игроки – 1942» Шостаковича (1998), «Риголетто» Верди (1998), «Пиковая дама» Чайковского (2000), «Травита» Верди (2006), «Дон Жуан» Моцарта (2009), «Паяцы» Леонкавалло (2010). «Золотой маски» был удостоен спектакль «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке».

Спектакли «Игроки-1942» (1997), «Поругание Лукреции» (2005), «Паяцы» (2010), «Белые ночи Федора Достоевского» (2011) получили высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинациях «Лучшая режиссерская работа в музыкальном театре», «Лучшая мужская роль в музыкальном театре» и «Лучшая женская роль в музыкальном театре».

Юрий Александров постоянно обращается к современной оперной драматургии, считая это необходимым для полноценного творческого развития театра. В разные годы он поставил оперы: «Верую» Пигузова, «Пятое путешествие Христофора Колумба» и «Пегий пес, бегущий краем моря» Смелкова, «Белую розу» Циммермана, «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» Маттуса. Творческий подход к содержанию музыкальной партитуры позволяет режиссеру вписывать оперный спектакль в контекст современности.

Русская тематика занимает в репертуарной политике театра особо важное место. В 24-м сезоне состоялась первая сценическая постановка «сентиментальной» оперы современного композитора Ю. Буцко «Белые ночи» по повести Ф. Достоевского (Спектакль называется «Белые ночи Федора Достоевского»), задуманная режиссером Ю. Александровым необычно – на улицах Петербурга. Спектакль удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в двух номинациях.

В феврале 2012, в рамках 25-го юбилейного сезона, состоялась постановка оперы Прокофьева «Обручение в монастыре». В начале 26-го сезона новой театральной сенсацией стала премьера спектакля «Великая музыка XX века» - вечера одноактных опер, куда вошли: «Из еврейской народной поэзии Д. Шостаковича» и опера-скетч П. Хиндемита «Туда и обратно» впервые поставленные на российской сцене. Последняя премьера театра - «Летучая мышь» И. Штрауса (22 февраля 2013 года).

Труппа «Санктъ-Петербургъ оперы» отличается молодостью. Это не только выпускники Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, но и молодые таланты, которых Юрий Александров умеет находить по всей России.

Театр Александрова называют режиссерским. Но сам Александров говорит: «Мой театр – актерский». Обладая недюжинными актерскими данными, режиссер работает с вокалистами темпераментно и страстно, помогая им раскрыть актерские возможности. Его репетиции - увлекательная игра, но за этой игрой – всегда четко продуманная концепция, за каждым выходом к актерам – огромный исследовательский труд. Режиссер всегда рассчитывает на актера-личность. Многие известные петербургские актеры прошли школу Камерного театра под руководством Юрия Александрова: Владимир Галузин, Сергей Лядов, Галина Сидоренко, Эдем Умеров, Евгений Уланов, Венера Гимадиева, Анна Нечаева, Дмитрий Головнин, Евгений Наговицын, Алексей Пашиев.